russianmafiya.ru

Глобальное потепление

9 августа 2010 16:35

Географическое положение обязывает Новосибирск стать логистическим центром Западной Сибири.
Новосибирск столь удачно расположен, что все крупные девелоперы, застраивающие Россию складами, объявили о своих планах выхода в этот город. Но пока они подступаются к суровым сибирякам, местные компании уже строят. В перспективе этот регион попытается развернуть на себя часть мощнейшего товаропотока из стран Юго-Восточной Азии.
Самим своим появлением Новосибирск обязан логистике, а именно - строительству железнодорожного моста через Обь, который постепенно превратил ряд небольших сел в крупнейший город за Уралом. Неизвестно, учитывал ли такую перспективу при выборе места для строительства моста инженер Гарин-Михайловский, но, взглянув сегодня на карту Западной Сибири, нельзя не отметить, что город расположен крайне удачно. Приблизительно на одинаковом расстоянии от него (от 250 до 300 км) на север, юг и восток расположены все четыре крупных города региона, оказавшихся в стороне от Транссиба: Томск, Кемерово, Новокузнецк и Барнаул. Всего же в радиусе около 400 км живут около 15 млн. человек. Именно такая дистанция считается оптимальной у большинства ритейлеров для организации снабжения торговых точек через распределительный склад.

Первые проекты.
При таком местоположении не удивительно, что в Новосибирске возникло несколько дистрибьюторских компаний, превратившихся сегодня в игроков общефедерального уровня, - «Топ-книга», «Россибфармация» («Роста») и «Катрен». Но локомотивом развития спроса на склады класса А в Новосибирске, как и в других больших городах, являются все же крупные торговые сети и производители интернационального уровня, приходящие из Москвы и Европы. В прошлом году петербургская сеть «Лента» открыла в городе два своих магазина, в этом планируют принять покупателей еще два. В течение года должны открыть свои гипермаркеты Auchan и «Рамстор». Metro уже нашла площадку на окраине города и в ближайшее время начнет строительство своего центра. «Одним из главных сдерживающих факторов для региональной экспансии крупных ритейлеров является отсутствие в регионах развитой логистической инфраструктуры», - считает Игорь Сосинский, исполнительный директор компании «РосЕвроДевелопмент».

Так, по словам Елены Ермолаевой, директора исследовательской компании RID Analytics, спрос на качественную логистику и склады будет возрастать с каждым годом. Пока крупнейшие девелоперы прдполагают выход в Новосибирск и ищут площадки, строить склады приходится тем, кто в них нуждается. Строят как местные поставщики, так и заходящие в регион ритейлеры. В прошлом году крупнейший дистрибьютор алкоголя Западной Сибири, компания «Септима», реконструировала свой «Сибирский грузовой терминал», увеличив площади до 22 000 кв. м. СГТ расположен в непосредственной близости от контейнерной станции Клещихи и грузового терминала аэропорта «Толмачево». «Это позволяет нам оказывать услуги так называемого кросс-докинга, то есть грузить товары из железнодорожных контейнеров сразу в автотранспорт, минуя склад», - отмечает Максим Жучков, директор «Сибирского грузового терминала».
В августе предыдущего года собственный склад класса А площадью 15 000 кв. м построила компания Bee Logistic, подразделение дистрибьютора «Парфюм». По словам Виктора Кунгурцева, директора Bee Logistic, объем инвестиций составил около $7,5 млн. Окупить вложенные средства компания планирует за 7-8 лет. Кроме обслуживания интересов головной компании, новоявленные логисты готовы осуществлять логистические операции для внешних клиентов, специализирующихся на производстве косметики и товаров для дома.
В конце предполагает года собственный распределительный центр площадью около 9000 кв. м открыла крупнейшая розничная компания области «Холидей классик».
Не стали дожидаться развития складской инфраструктуры и федеральные сети, занявшись строительством самостоятельно. О своем решении строить собственный логистический терминал площадью 30 000 кв. м уже объявила «Лента». Но самый крупный проект в сфере складской логистики в Новосибирске планирует реализовать «Эльдорадо». В прошлом году компания договорилась с местной администрацией о выделении земельного участка в районе аэропорта «Толмачево», где продавец бытовой техники обещает построить грузовой терминал класса А общей площадью свыше 250 000 кв. м. Объем инвестиций - около $125 млн. В настоящее время «Эльдорадо» располагает в Новосибирске складом площадью 64 000 кв. м, что, по словам Ивана Устинова, руководителя сибирского филиала, не удовлетворяет потребности компании ни по размеру, ни по качеству помещений. «Строительство склада - мера вынужденная, поскольку арендовать 250 000 кв. м складских площадей класса А в ближайшие годы весьма затруднительно», - объясняет решение своей компании Иван Устинов.

С мечтой о хабе.
Выходя на новосибирский рынок, строили свои склады и логисты. Международная логистическая компания Tablogix, которая с 2004 года арендовала здесь помещение площадью примерно 10 000 кв. м, выкупила его и реконструировала.
В прошлом году на местный рынок вышел один из лидеров отечественного рынка логистики - «Национальная Логистическая Компания». В марте 2006 года она закончила строительство собственного складского терминала «Сибирь» площадью 10 000 кв. м. Кроме хранения грузов в Новосибирске, компания предложила клиентам их транспортировку, переупаковку и другие услуги. В текущем году НЛК планирует увеличить площадь своего терминала до 40 000 кв. м.
Получила земельный участок под склад и французская FM Logistic. Эта компания работает в Сибири уже более пяти лет, но до сих пор она арендовала складские помещения. Площадь будущего логистического центра составит 25 000-30 000 кв. м. Последними пришли девелоперы. В текущем году компания «Международное логистическое партнерство» должна начать в Новосибирской области строительство логистического парка площадью 100 000 кв. м. Соглашение об аренде 80 га земли компания подписала с администрацией области в прошлом году. Арендатором комплекса предположительно станет компания Relogix, которая будет предоставлять услуги российского хранения. В ближайшее время должна определиться с участком и компания «Евразия Логистик», которая объявила о своих амбициозных планах строительства сети складских комплексов площадью 200 000-250 000 кв. м каждый.
Помимо этого, проекты строительства складских комплексов постоянно представляют в администрацию области как девелоперские компании, так и финансовые группы. Таким образом, по словам Валерия Арбатского, главного архитектора Новосибирска, в прошлом году с предложением построить два крупных логистических центра выступили английские бизнесмены: альянс фонда Raven Russia, имеющего английские корни, и компании «Авалон» планирует возвести в 14 крупных городах России сеть логистических центров.

Но, невзирая на обширные планы, все участники рынка как один твердят, что пока об удовлетворении спроса говорить не приходится. Компания DSO Consulting на сегодня оценивает общую площадь складских помещений в Новосибирской области в 660 000 кв. м. При этом, по словам Елены Ермолаевой, доля качественных складских помещений составляет не более 5-7% от общего количества. По словам Сергея Дьячкова, управляющего партнера DSO, нехватка качественных складских площадей превышает 200 000 кв. м. Причем только за последний год спрос вырос ровно вдвое. По прогнозам Администрации Новосибирской области, в ближайшие три года здесь должно быть построено 600 000 кв. м новых складских комплексов, что означает фактическое удвоение существующих площадей.
В более отдаленной перспективе областные власти связывают свои надежды с обширным равнинным участком, расположенным в районе аэропорта «Толмачево». Кроме близости к крупнейшему за Уралом аэроузлу, развитию этого направления способствует наличие здесь большого количества свободных земель. В перспективе, по словам Владимира Никонова, руководителя Департамента транспорта и дорожного хозяйства областной администрации, новосибирские власти хотят, чтобы здесь не просто появилось какое-то количество складов, а появлялась целая индустриально-логистическая зона. В основе этой концепции лежит попытка объединить на одной территории производственные и складские площади. Производственные предприятия, готовые перенести туда свои мощности, получат дополнительные конкурентные преимущества. «Они смогут работать без собственных складов», - считает Никонов.
О желании закончить свой город в мощный транспортный хаб, где не только пересекались бы грузовые потоки, однако и существовала бизнес-инфраструктура, власти Новосибирска говорят уже не первый год. По словам Сергея Максимова, заместителя начальника областного Управления развития транспорта, сейчас в администрации разрабатывается концепция развития Новосибирска как транспортно-логистического узла. Одним из главных ее элементов должна стать целевая поддержка компаний при строительстве складских комплексов. Речь идет не только о содействии в получении согласований - чиновники обещают даже субсидирование процентной ставки по кредитам.

Поворот грузовых рек.
Еще одним серьезным источником повышения спроса на складские площади в Новосибирске является товаропоток, который из европейской части РФ по железной дороге отправляется в отдельные регионы Сибири, а уже из Новосибирска делиться автотранспортом. «Новосибирск очень удобный город, т.к. находится на Транссибирской магистрали, отсюда удобнее и дешевле возить товар машинами на Кузбасс, Алтай, в Томск, Омск, даже в Красноярск», - рассказывает Максим Жучков. Поэтому для более удобного перемещения грузов в Сибири складская инфраструктура должна быть интегрирована с железной дорогой. В Новосибирске сегодня реализуется целых два проекта такого рода - с западной и восточной сторон города. На западе, в районе Клещихи, склад с контейнерным терминалом строит ОАО «РЖД», а на востоке, в Пашино, аналогичный проект реализует компания «Евросиб». По словам Игоря Дидуха, заместителя гендиректора компании «Сиб-Агроцентр» (аффилированной с «Евросиб»), строящийся терминал имеет стратегически выигрышное расположение - он находится неподалеку от железнодорожной станции Ини-Восточной Западно-Сибирской железной дороги, на развязке строящихся Северной и Южной объездных автодорог. По словам Игоря Дидуха, комплекс будет включать три склада, контейнерную площадку размером 5,6 га, три погрузочно-разгрузочных железнодорожных пути общей длиной 3000 м и вместительностью 150 вагонов, цех для ремонта погрузочного оборудования.

Еще один проект, связанный с железнодорожными поставками, реализует сейчас компания «СибирьТранс». У нее уже есть контейнерный терминал площадью около 20 000 кв. м на восточной окраине города, и она намерена дополнить его современным складом. Сегодня компания занимается получением земли под этот проект. Хотя, далеко не весь товар доставляется в Новосибирск по железной дороге - контейнерные перевозки нынче дороги. «Безумные расценки МПС», по выражению Максима Жучкова, являются серьезной преградой на пути товаров, следующих в Сибирь. «Для того чтобы этот поток начал наполнять складские площади, которые сегодня создаются, нужны усилия правительства и региональных властей», - говорит он.
В отдаленной перспективе, имея развитую логистическую инфраструктуру, Новосибирск может попытаться, по словам Жучкова, развернуть на себя хотя бы часть мощнейшего товаропотока из стран Юго-Восточной Азии. Сегодня продукция оттуда, как ни странно, идет морским путем через Скандинавию и только потом возвращается через Петербург и Москву. «Совершенно очевидно, что этот поток должен идти через Транссиб, - уверен Жучков, - развернуть этот поток - значит получить огромные деньги в регион и в виде таможенных сборов, и в виде денег за обработку грузов, да и просто удешевить какую-либо продукцию за счет уменьшения транспортных издержек».


К списку проектов




Rambler's Top100